Тяжба без заискиваний
Система защиты прав потребителей в России при подаче коллективного иска в суд, как оказалось, плохо работает. Практика показывает, что все заканчивается лишь фактом приостановки нарушения прав, а компенсация предусмотрена далеко не всегда. Чтобы сделать систему более эффективной и заставить бизнес прекратить массовые нарушения, нужно перейти на американскую модель коллективных исков, которые подают не граждане, а сами юристы-ищейки, знающие, кого "прижать" и как защитить население, считают эксперты.
Коллективный иск - это одна из форм защиты прав, когда не один человек, а сразу группа людей подает в суд иск на обвиняемого из-за нанесенного им вреда. Подать его можно в случае, если у всех истцов одинаковые претензии к компании. Так теоретически должна вырасти вероятность, что решение примут в пользу группы потребителей, плюс немного сокращаются издержки на юристов.
В России этот институт регулируется несколькими кодексами - Гражданским процессуальным (ГПК) и административного судопроизводства (КАС). "В ГПК это положение прописано в статье 46. По ней иск может подать общество потребителей, муниципалитет, прокурор и так далее в отношении неопределенного круга лиц", - рассказывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
По форме такой иск не коллективный, но по содержанию - похож на него. Например, по этой статье рассматривают заявления о признании частично или полностью противоречащими закону некоторых официальных постановлений о предоставлении коммунальных услуг. То есть в этом случае круг лиц, которые потенциально получат выгоду, очень большой и нет смысла прописывать каждую фамилию в иске.
"ГПК, конечно, не запрещает подачу заявления от нескольких истцов, однако правила такой подачи разработаны недостаточным образом, - считает адвокат Виктор Наумов. - Сейчас возможность обратиться с коллективным иском предусматривает КАС РФ (статья 42. - Прим. ред.), однако рассмотрены в таком порядке могут быть, соответственно, только административные дела".
Численность группы для подачи иска - от 20 человек. Чтобы присоединиться к нему, надо написать заявление, а в самой группе выбирают одного или нескольких людей, которые займутся административным делом от лица остальных. Такие дела касаются всего, что прописано в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
"Во многих регионах России подают коллективные иски, но вся история может закончиться только тем, что судья выносит решение о приостановке факта нарушения прав потребителей без выплаты компенсации пострадавшим, - говорит Янин. - Получается, такие дела экономически не существенны для нарушителя, например, на компанию, которая загрязняет воду, а установленные в стране административные штрафы для крупного бизнеса мизерны и чаще всего не покрывают даже издержки государства на проверку, расследование и суд с нарушителями. Мы предлагаем внести изменения в ГПК в части новой категории судебных исков, которые бы обеспечили компенсации нанесенного ущерба сотням тысяч потребителей".
В России иногда на практике встречается объединение истцов, но достаточно редко. Обычно такие иски подают к туристическим или управляющим компаниям. По мнению Наумова, нет смысла вводить дополнение о компенсации - необходимо разработать отдельные нормы, посвященные возможности подачи группового иска в гражданском судопроизводстве, что позволит истцам существенно снизить издержки.
Несмотря на разное видение решения проблемы, собеседники "РГ" в унисон ставят в пример американскую модель коллективных исков. В США успешно судятся с фармацевтами, медицинскими организациями и разного рода предприятиями, допустившими массовое нарушение прав граждан. Там получилось развить подобный институт благодаря общественным организациям и адвокатам, которые сами, видя ущемление прав потребителей со стороны бизнеса, оспаривают условия договоров, предъявляя иски в защиту всех клиентов компании, рассказывает Янин.
Пострадавшим предлагают присоединиться к делу, но по принципу "подай заявление, что ты отказываешься от участия в процессе" (система opt-out), и в этом случае 99 процентов клиентов автоматически становятся заявителями и могут рассчитывать на компенсацию ущерба без каких-либо затрат.
Введение аналогичной системы в России позволит потребителям быстрее и эффективнее решать споры с теми же операторами связи или банками, которые, например, не спросив, подключают массово клиентов к дополнительным услугам, хотя на момент такого подключения человек своего согласия не давал. Или пресечь навязывание услуг в сфере ЖКХ: люди годами платят и практически не могут отказаться от навязанной радиоточки или общедомовой телеантенны.
За счет таких мер моментально вырастет и сумма имущественных требований к нарушителю, так как иски будут подавать в интересах сотен тысяч граждан. "Как только хоть одну компанию так "прижмут", каждая из них начнет действовать куда более осторожно и сто раз подумает, прежде чем включать в договор незаконный пункт, и бизнес начнет меняться", - рассчитывает Янин.
Пока же активно борется за защиту прав потребителей, используя иски в защиту неопределенного круга лиц, Роспотребнадзор. Например, в розничной торговле в 2015 году всего было подано 2,7 тысячи исков, из которых 60 процентов пришлись на неопределенный круг покупателей. Потребителям присудили более 157 миллионов рублей компенсации. А сфере финансовых услуг таких исков было меньше - только 37, из которых удовлетворены судом девять. В коммунальной сфере исков больше - 723, из них удовлетворили 80 процентов.
Самые кассовые компенсации в США
В 1994 году коллективный иск подали против производителей грудных имплантов (Dow Corning, Baxter Healthcare и Bristol-Myers Squibb), из-за состава которых у пациентов развивались заболевания, ослабляющие иммунитет. Компании выплатили 3,4 миллиарда долларов компенсаций.
Акционеры телекоммуникационной компании WorldCom, которым сообщали несколько лет недостоверную информацию о деятельности компании, отсудили у нее 6,3 миллиарда долларов в 2002 году.
Энергокомпания Enron, фальсифицировавшая финансовую отчетность под прикрытием аудиторов, в том же году обанкротилась из-за коллективного иска пострадавших акционеров. Итоговая компенсация составила 7,2 миллиарда долларов.
Против нефтегиганта ExxonMobil подали коллективный иск 38 тысяч человек после того, как в 1989 году на ее танкере произошла авария, закончившаяся разливом нефти. Побережье Аляски пострадало, и в 2004 году суд взыскал в пользу заявителей пять миллиардов долларов.
Американский концерн Tyco в 2007 году выплатил акционерам по их иску 2,95 миллиарда долларов по мировому соглашению, после того как компанию обвинили в хищении средств ее топ-менеджерами.