Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.12.1999 N 212-ФЗ.
Назначенный потребителем срок устранения недостатков указывается в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.
Комментарий к статье 30
1. Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ в ст. 30 внесены существенные изменения, направленные на ее приведение в соответствие с правилами ст. 723 ГК. Согласно прежним правилам сроки устранения недостатков выполненной работы (услуги) определяются в зависимости от этапа работы, на котором они обнаружены. Если это произошло в ходе выполнения работы (услуги), т.е. до сдачи заказчику, конкретный разумный срок устранения недостатков устанавливается потребителем в одностороннем порядке. Требование о разумности этого срока означает, что в случае спора его неразумность должна быть доказана исполнителем работы (услуги).
Если недостатки обнаружены во время сдачи работы (услуги), срок их устранения определен Законом в 20 дней со дня предъявления требования потребителем. Договором или соглашением сторон при приемке или правилами выполнения отдельных видов работ (услуг) этот срок может быть сокращен.
Указанным Федеральным законом установлен единый срок устранения недостатков работы (услуги) - разумный срок, назначенный потребителем. При этом сохранено правило, что этот срок указывается в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами. Таким образом, Законом для купленных товаров и результатов работы (услуги) установлены различные сроки устранения недостатков: для товаров - незамедлительно, для работ и услуг - разумный срок, назначенный потребителем. Вместе с тем срок устранения недостатков в товаре согласно ст. 20 Закона может быть увеличен письменным соглашением сторон.
При отказе потребителя от этого действует срок, установленный Законом. Закон не предусматривает возможность изменения срока устранения недостатков работ (услуг), назначенного потребителем. Однако это не исключает возможность достижения соглашения сторон по этому вопросу.
Вместе с тем требование Закона об указании назначенного потребителем срока в договоре (или ином документе), подписываемом сторонами, не может толковаться как требование о заключении сторонами соглашения о сроке устранения недостатков. Такое толкование не соответствует смыслу внесенных изменений в абзацы первый и третий ст. 30 (из абзаца третьего как раз исключены слова об установлении срока устранения недостатков соглашением сторон). Поэтому отказ исполнителя от подписи документа о назначенном потребителем сроке устранения недостатков не влечет для последнего каких-либо неблагоприятных юридических последствий. Срок должен считаться назначенным. Отказ исполнителя от подписи целесообразно подтвердить соответствующей записью в договоре, а если это невозможно - свидетельством присутствующих лиц либо уведомлением исполнителя о назначенном сроке по почте.
Предлагаемые толкование и рекомендации согласуются с новой редакцией ст. 28 Закона (о назначении исполнителю нового срока исполнения работы) и могут использоваться при ее применении (см. также комментарий к ст. 19 и 20 Закона).
2. Размер и порядок исчисления неустойки за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) идентичен ее размеру и порядку исчисления при нарушении сроков выполнения работы (услуги).
В случае нарушения сроков устранения недостатков потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные Законом в случае обнаружения недостатков в работе (услуге), в установленные для соответствующих требований сроки и порядке.