Статья 38. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей
Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 38
1. В редакции 1996 г. полностью сохранен текст аналогичной статьи из первоначальной редакции Закона (27). Еще в прежней редакции Закона было предусмотрено утверждение Правительством двух видов документов, отражающих многочисленность и специфику работ и услуг: правил выполнения отдельных видов работ и правил оказания отдельных видов услуг. По своей юридической природе эти акты согласно ГК (ст. 3) относятся к иным правовым актам, могут содержать нормы гражданского права, издаются на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ и должны соответствовать им (подробнее см. комментарий к ст. 1 Закона).
Содержание указанных правил определяется как прямыми указаниями Закона, так и необходимостью регулирования многочисленных особенностей различных работ и услуг, которые не могут быть именно в силу этого урегулированы Законом.
Закон предусматривает возможность установления в правилах: сроков выполнения работ (услуг); особенностей порядка расчетов между потребителем и исполнителем в случае расторжения договора из-за несвоевременного начала работ (услуг); укороченного (менее 20 дней) срока устранения недостатков работы (услуги); порядок оплаты материала исполнителя потребителем; предоставление исполнителем потребителю материала в кредит.
2. В настоящее время действует значительное количество правил, утвержденных Правительством РФ.
Среди них:
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждены Постановлением от 15 августа 1997 года N 1025, изменения и дополнения утверждены Постановлением от 30 сентября 2000 года N 742);
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.06.98 N 639);
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утверждены Постановлением от 25 апреля 1997 года N 490, изменения и дополнения внесены Постановлением от 15 сентября 2000 года N 693);
Правила предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением от 26 сентября 1994 года N 1099, изменения утверждены Постановлениями от 24 февраля 1995 года N 182, от 10 февраля 1997 года N 155, от 13 октября 1997 года N 1303);
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утверждены Постановлением от 10 февраля 1997 года N 155, изменения и дополнения внесены Постановлением от 15 сентября 2000 года N 694);
Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены Постановлением от 13 января 1996 года N 27);
Правила оказания услуг телефонной связи (утверждены Постановлением от 26 сентября 1997 г. N 1235)
Правила предоставления услуг телеграфной связи (утверждены Постановлением от 28 августа 1997 года N 1108);
Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации) (утверждены Постановлением от 26 сентября 1997 года N 1238);
Правила оказания платных ветеринарных услуг (утверждены Постановлением от 6 августа 1998 года N 898);
Правила по кино-, видеообслуживанию населения (утверждены Постановлением от 17 ноября 1994 года N 1264);
Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (утверждены
Постановлением от 2 августа 1997 года N 976);
Правила оказания услуг общественного питания (утверждены Постановлением от 15 августа 1997 года N 1036);
Правила оказания услуг почтовой связи (утверждены Постановлением от 26 сентября 2000 года N 725);
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277).
Анализ правил выполнения работ и оказания услуг показывает, что в них решаются следующие наиболее типичные вопросы:
основания занятия исполнителем соответствующей деятельностью;
особенности предоставления потребителю информации о предприятии и о работах (услугах);
конкретные требования к качеству работ (услуг);
порядок приема и оформления заказов на работы (услуги);
права потребителя и порядок их использования;
обязанности и права исполнителя;
порядок оплаты работы (услуги) и установления цен;
санкции за нарушение условий договора.
Некоторые акты не имеют названия "правила", но выполняют аналогичную функцию. Например, "Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки" и "Контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции" (утверждены Постановлением от 15 апреля 1996 года N 472).