Чиновник инкогнито
Такое право инспекторам даст Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, которую сегодня публикует "Российская газета".
Этот важный для всех потребителей товаров и услуг документ, принятый правительством впервые в истории России, также подразумевает борьбу с различными недобросовестными практиками, защиту интересов населения в интернет-торговле, повышения правовой защиты россиян.
"Стратегия - это вектор развития различных практик по защите прав потребителей, - поясняет "Российской газете" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.- Не стоит ждать от нее мгновенного результата. Роспотребнадзор - главное ведомство, защищающее наши права, должен в течение ближайшего полугода подготовить изменения в различные законодательные акты, которые позволят реализовать на практике основные направления принятой стратегии".
В самом Роспотребнадзоре "Российской газете" подтвердили, что уже начата работа по составлению "дорожных карт" воплощения стратегии в жизнь.
В документе есть несколько важных моментов, способных сделать покупки и приобретение услуг более приятными и прозрачными. "Безусловный приоритет стратегии - решение проблем инвалидов и иных социально уязвимых потребителей", - подчеркивает глава Роспотребнадзора Анна Попова.
"В мировой практике немного примеров специальной защиты таких людей, а выработка системного подхода по улучшению их положения может рассматриваться как передовой и уникальный опыт. Стратегия позволит защитить социально уязвимые категории потребителей как слабую сторону экономических отношений и минимизировать количество недобросовестных действий со стороны бизнеса", - говорит Анна Попова.
Сегодня, как уточняет глава ведомства, пенсионеры и инвалиды не выделены в группы потребителей, которые требуют особого подхода. Поэтому потребительские права тех же инвалидов нарушаются на каждом шагу. Редкий банк захочет выдать человеку с инвалидностью кредит.
Защиту прав потребителей в сфере финансовых услуг тоже ожидают нововведения. Например, сотрудники Роспотребнадзора получают право осуществлять инкогнито (под видом обычных посетителей) "контрольные закупки" в тех же банках. Здесь речь идет о том, что сотрудники ведомства смогут заключать различные договоры и проверять их таким образом на простоту понимания для потребителей, прозрачность (то есть отсутствие навязанных услуг), наличие заведомо невыгодных (кабальных) схем и условий. Те же практики можно будет применять и в сфере медицинских коммерческих услуг и приобретении недвижимости. Пока что специалисты Роспотребнадзора не имеют подобных полномочий.
Повышается защищенность населения в области приобретения товаров и услуг через Интернет. "Сейчас с этим полная беда, - считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Могу привести неприятный пример из личного опыта. Купил в подарок дочке через Интернет айфон. Был доволен, что сэкономил около 12 тысяч. Но буквально через полгода телефон начал "глючить". В сервисе сказали, что он был собран из двух, которые, видимо, по каким-то причинам оказались с неполадками и пошли на запчасти. То есть получается, что я выбросил деньги на ветер и предъявлять претензии-то не к кому. Концов не найти. Подобные казусы с покупками через Сеть сплошь и рядом".
По информации Роспотребнадзора, уже готовятся изменения в законы, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
Большое внимание в стратегии уделено необходимости выработки системного подхода по борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников. Как поясняет Дмитрий Янин, речь прежде всего идет о том, чтобы, например, запретить продавцам различные фокусы с ценниками.
"Во всем мире очень востребованы распродажи, популярны они и у нас, - уточняет Янин. - Но что делают наши продавцы, чтобы не остаться в накладе? В преддверии распродаж взвинчивают цены, а потом якобы снижают их на 50 и даже 70 процентов. В реальности же мы приобретаем товар максимум с 30-процентной скидкой, а то и вовсе без нее, потому что изначально товар стоил столько же, сколько и со скидкой в 70 процентов. Просто никто из покупателей, естественно, не помнит или не знает уровень изначальной цены. Со стороны продавцов это - откровенный обман. Но сейчас нет способов их наказать за это".
Должна стать максимально простой, понятной и полной и маркировка продукции. Пока же многие производители либо ленятся, либо преднамеренно не прописывают на своих товарах состав, данные о производителе, вес.
Появится у людей и возможность подавать коллективные иски против производителей и продавцов некачественных товаров и услуг. В этом случае, как отмечает Дмитрий Янин, возмещение ущерба может быть выше.