Польза / Экспертиза | весь раздел Результаты экспертизы: каждая вторая пачка сливочного масла - подделка
О том, что за фальсификат пора наказывать не только штрафами, эксперты «Общественного контроля» говорят давно. Пока же максимум, что может грозить фальсификаторам, - штраф до 300 тысяч рублей. Если «поймали» повторно в течение года - до 600 тысяч рублей. Однако опыт показывает, что даже такое наказание не пугает недобросовестных производителей.
Так, из 14 образцов сливочного масла, проходивших проверку в лабораториях «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА» («ПЕТЭКС») и ФБУ «Тест-С.-Петербург», 10 не соответствуют нормативным документам, а 6 содержат в жировой фазе продукта 90–95% жиров немолочного происхождения, то есть являются фальсификатами.
Среди образцов, проверенных в лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА», оказались масло «Вологодские дворики» и масло «Традиционное». Жировая фаза этих образцов (первый произведен ООО «НижМолДом», г. Нижний Новгород; второй – на ООО «Златоустовский молочный комбинат», Челябинская обл.) на 95% состояла из заменителя молочного жира. То есть эти продукты маслом сливочным называться не могут, поскольку сделаны практически без использования молочного жира.
Еще один завсегдатай черного списка «Общественного контроля» – московское ООО «Милагро М». Фальсификатом была признана продукция этого производителя в ходе экспертиз «Общественного контроля» в 2014 и 2016 годах. Свое неуважение к закону и потребителям ООО «Милагро М» продемонстрировало и в этом году: жировая фаза масла коровьего сливочного традиционного 82,5% со значком «Экопродукт» на 95% состояла из жиров немолочного происхождения. Масло оказалось не просто поддельным – оно имело посторонний запах.
Еще одним наглым фальсификатом, выдавшим себя по запаху, оказалось «масло сливочное традиционное, 82,5%» по цене 42 рубля за 180 граммов, прибывшее в Петербург из Свердловской области от ИП Чуракова С.Л. Жировая фаза образца на 95% состояла из жиров немолочного происхождения.
Другими подделками сливочного масла оказались образцы производства ООО «Нальчикский молочный комбинат» из г. Нальчик (содержание жиров немолочного происхождения в жировой фазе 89%) и ООО «ПКФ «Триумф», г. Нижний Новгород (содержание жиров немолочного происхождения в жировой фазе – 94%).
Материалы проверки образцов сливочного масла «Общественный контроль» направил в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.
Эксперты часто советуют потребителям внимательно изучать упаковку пищевых продуктов. Причем начинать надо прямо с названия. Именно этот совет поможет не стать жертвой обмана производителя масла «Вологодушка» ООО «Молочный дом», Курская обл. Введение в заблуждение заключается в том, что на лицевой стороне упаковки крупным шрифтом написано слово «Масло», а на обороте мелким шрифтом указано, что это «масло растительно-сливочное», в котором молочного жира может быть не более 20%, остальные 80% – жиры растительного происхождения.
Образец масла «Луговая свежесть» 72,5% удивил проверяющих тем, что его фактическая жирность 83% соответствовала более дорогому виду масла сливочного сладко-сливочного жирностью 82,5%. Получается, что в данном случае изготовитель обманул себя сам в пользу потребителя, продав дорогое масло по более низкой цене, соответствующее стоимости масла жирностью 72,5%. Увы, и такое, оказывается, бывает.
Еще два образца масла сливочного были признаны не соответствующими ГОСТу. Так, масло «Крестьянское» 72,5% от АО «ХК «Ополье» (Владимирская обл.) торговой марки «Каждый день» (частная марка торговой сети «Ашан») имело пониженную жирность (71,1%) и повышенную массовую долю влаги (26,1% вместо нормы «не более 25%»), а образец масла сливочного сладко-сливочного 82,5% от петербургского ООО «Росэкспопром» имел пониженную жирность (75,9%) и повышенную массовую долю влаги (21,2% вместо нормы «от 18,5% до 14% включительно»).
Не стать жертвой обмана потребителям помогут и результаты проверки «Общественного контроля». Согласно протоколам испытаний, полностью соответствуют требованиям нормативных документов масло «Крестьянское» 72,5% торговых марок «Из Вологды» (ООО «Устюженский агропромышленный комбинат», Вологодская обл., «Просто» (ОАО «Маслосырзавод «Порховский» (Псковская обл.), «Крестьянские узоры» (ООО «Воронежросагро») и масло сладко-сливочное традиционное 82,5% торговой марки «Лакомо» (частная марка торговой сети «Ашан») от ООО «Ястро» (г. Омск).