Защищайтесь, если сможете!
Итак, вы приобрели товар или получили услугу, и что-то вам не понравилось. Продавец, на ваш взгляд, что-то не приложил или какой-то информации изначально недодал. Обратились к нему, к его начальству — никакого результата. Проданное обратно не берут и не меняют, полагающееся дополнительно, согласно инструкции, не отдают.
Что делать?
Людям настойчивым и целеустремленным, а только таковые смогут пройти дальнейшие нелегкие для ваших нервов тяжбы, советуем обратиться в одно из брянских обществ защиты прав потребителей. Пока их голоса в Брянске до странности слышны плохо. Меж тем, по одному утверждению их как минимум пять, а по другому — вообще неизвестно сколько.
Между собой почему-то не контактируют, телефонов коллег, как мне объяснили, не знают. Правда, консультируют бесплатно.
Так вот дальше ваша конфликтная история скорее всего пойдет так. Сотрудник общества связывается с продавцом, магазином, пытаясь урегулировать дело в «досудебном порядке». А если квалифицированные доводы торговлю не убеждают, то может начать готовить для подачи в суд. При этом вы оплачиваете небольшую сумму на «технические затраты». Выжидаете «претензионный срок» — 10–15 суток. Потом, когда за дело берется юрист — оплачиваете его гонорар, впрочем, он тоже не особенно велик.
Насколько я понял, юрист, который предварительно изучает предоставленные потребителем документы, уж если берется за дело, то в успехе практически не сомневается. Потом, когда иск будет удовлетворен, вам как потерпевшему насчитают моральный и материальный ущербы, а вот в последний и включат гонорар адвоката. Если проиграете в суде, выплаченный гонорар адвокату для вас — еще один убыток.
Из реальных брянских историй мне рассказали следующие.
БЕЛЬЕ СУПЕР-КЛАССА
Пенсионерам сумели впарить постельные принадлежности супер-класса за 60 тысяч рублей. Они белье домой привезли, рассмотрели, изучили и оказались недовольны, решив, что таких денег белье не стоит и продавец их ввела в заблуждение. Но ведь кроме слов продавца есть инструкция производителя — вот где надо искать настоящие несоответствия! Слова к делу не пришьешь, а в инструкции каждое слово много раз взвесят, прежде чем напишут. Пенсионеры пришли в общество защиты прав и попросили их защитить. Дело это пока не получило судебного решения, но, как подчеркивают юристы, опираться им придется только на изучение инструкций, актов, ибо только на основании документов и справок о качестве проданного белья можно кого-то реально защитить.
УСЛУГА РИЭЛТОРА
Риэлторская контора взяла у клиента аванс 30 тысяч рублей за поиск жилья. Нашла не то, что было клиенту нужно. Когда к делу подключились юристы общества, то оказалось, что этот пример у этой конторы не единственный. Но контора, не желая возвращать авансы, стремительно обанкротилась. Этот совсем иной поворот в деле, и теперь у клиента мало надежд вернуть свой аванс.
НЕУДАЧНАЯ МЕБЕЛЬ
Даме в магазине приглянулась красивая стенка. Купила, не вникая в детали. Но оказалось, что стенку надо крепить к стене, а не то она может упасть. Хозяйка после евроремонта закладных болтов в стене не желает. Зачем, дескать, портить товарный вид квартиры — вдруг придется ее продавать? И вот не распакованная стенка уже два месяца лежит в квартире, дожидается суда.
Ситуация, конечно, печальная, но из нее можно извлечь хотя бы один важный урок: приобретая что-то важное, держи ухо востро! Занудно выспрашивайте продавца, зачитывайте до дыр инструкции по сборке.
А вот другая дама, и тоже мебель — диван со спинкой «Тэтрис». Но тут дело запутаннее. Дама прочла в интернет-магазине наименование: «спинка кровать», увидела снимок (а на снимке не разъятые диван со спинкой) и польстилась на цену — 5200. Да еще везут не откуда-нибудь, а из Санкт-Петербурга. Не веря в свою удачу, по телефону выспросила размеры дивана, в комплекте с которым, как она предполагала, и приедет «спинка кровать». Дали размеры. Но вместо одного приехало другое.
Дама ринулась в Общество за защитой: люди добрые, что же это делается, вместо полноценной диван-кровати прислали две полированные доски! Распаковывать не стала — и правильно сделала: сохранила надежду. Пошли переговоры с колл-центром, с уполномоченным продавцом, с частным лицом, на счет которого были перечислены деньги. Потом — звонки. Продавцы извлекли из рукава лексическую уловку. А они не обманывают, лишь помогают клиенту заблудиться. Ведь покупательница, увидев два слова: «Спинка кровать» — почему-то не заподозрила отсутствие знака препинания.
Поставщики, вначале пообещав принять товар обратно, если будет отправлен в Санкт-Петербург за счет покупателя, потом отказались, а в дальнейших документах стали писать «Спинка кровати». Теперь предстоит канительное разбирательство, переходящее в национальную забаву — противоборство «несознанок» в суде. Частное лицо может прикинуться «шлангом». Дама может, упирая на здравый смысл, заявить: «Зачем мне спинка без дивана!»
Некоторые подобные дела в суде длятся годами, обрастая новыми обстоятельствами. А кто говорил, что будет легко?
Ну, а что мы так и не нашли пока в итоге ярких побед брянских потребителей в защите своих прав? Будем верить, что они впереди.
Сергей Чилингарян
http://брянские.рф/2015/10/02/zashhishhajtes-esli-smozhete-99481/