Что делать, если навязывают допуслуги на автостраховку
Как пояснила «ДДД» Екатерина Лихушина, начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС, анализ специалистами рынка ОСАГО выявил в нашем регионе монополиста, которому были предъявлены претензии по навязыванию страховок автомобилистам. Компания и некоторые страховые агенты оштрафованы на сумму в 650 тысяч рублей.
После этого, по словам Екатерины Анатольевны, компания ввела в своей деятельности так называемый «период охлаждения». То есть клиент, заключив договор, имеет право в трехдневный срок расторгнуть соглашение, а компания в таком случае – вернуть гражданину деньги за страховку. Проследить за всеми, конечно, невозможно. Поэтому определенные усилия в борьбе за свои права требуются и от автовладельцев.
В Центробанке РФ, который курирует страховщиков, создана специальная служба защиты прав потребителей финансовых услуг. Туда могут обращаться все куряне, не согласные с действиями страховщиков. Адрес для направления корреспонденции: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12. Телефоны контактного центра Банка России: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков из регионов России); +7-495-771-91-00 (круглосуточно, по рабочим дням).
Антимонопольщики рекомендуют автовладельцам общаться со страховыми компаниями, навязывающими дополнительные услуги, только в письменной форме. Например, заполнив форму в Интернете через сайт госуслуг. При общении с менеджерами нужно обязательно выяснять их должности, фамилии и имена, чтобы обжаловать незаконные действия через Центробанк.
По прогнозам сотрудников УФАС, проблема с автостраховками может решиться уже в апреле, если вырастут расценки на ОСАГО. Этого, вероятно, и добиваются страховые компании. Как сообщили на прошлой неделе федеральные СМИ, рост цен на автостраховку может составить до 40%.
В тему
Что нужно знать при оформлении автостраховки?
1. Ответственно подойдите к выбору страховой компании: изучите отзывы о страховщике, его ценовую политику – чрезмерно заниженная цена по сравнению с конкурентами должна насторожить. Посетите официальный сайт компании, узнайте больше о партнёрах и крупных клиентах, изучите документы – устав компании, ОГРН, лицензию и пр.
2. Внимательно изучите условия автострахования, предлагаемые страховой компанией.
3. Если оформляете автокредит, помните, что договор страхования вы можете заключить только по своему желанию, кредитор не имеет права навязывать вам данную услугу.
4. Обратите особое внимание на исключения, которые страховщик не признает страховым случаем. Как правило, к ним относят: нарушение страхователем правил пожарной безопасности, хранения и перевозки огнеопасных или взрывоопасных веществ и предметов, использование машины не по назначению, эксплуатация неисправной машины.
5. Если вы покупаете полис КАСКО в рассрочку – не пропускайте установленные сроки платежей.
6. Попросите сотрудника страховой компании помочь вам в составлении «шпаргалки» со списком документов, необходимых для оформления выплаты по страховому случаю и порядком действий. Возите её с собой.
Как защитить свои права?
1. Если вы уже заключили договор со страховой компанией и в нем присутствуют условия, нарушающие ваши права, пишите претензию на имя руководителя, откажитесь от навязанной услуги. Если вопрос не удастся решить в досудебном порядке – имеете право обратиться с исковым заявлением в суд.
2. Единственным документом, подтверждающим исправность автомобиля, является талон техосмотра. Поэтому страховщик не имеет права требовать иные документы, подтверждающие исправность транспортного средства.
3. Если вам была навязана услуга автострахования, например, при оформлении автокредита, вы имеете право отказаться от навязанной услуги в любой момент, написав соответствующее заявление.
4. Если страховщик занижает сумму страховки, вы имеете право провести независимую экспертизу и по её результатам предъявить претензию страховой компании с требованием о выплате недостающей суммы. Отказ потребитель имеет право обжаловать в суде.
5. Если страховая компания задерживает выплату – обращайтесь с заявлением и требованием возместить ущерб, при это укажите разумный срок, в который, по вашему мнению, обязательство должно быть исполнено. При отказе или отсутствии ответа имеете право обратиться в суд.
6. Делайте и храните копии всех бумаг, на основании которых вам будут оформлять страховую выплату. Требуйте от сотрудников компании на каждой копии проставлять отметку о том, что документ принят ими в работу, и дату, когда это сделано.
7. Будьте внимательны при заполнении документов, а также следите, чтобы это правильно сделали сотрудники ГИБДД и аварийный комиссар. Присутствие в справках и заявлениях фраз «неустановленное место, неустановленное время, неустановленные лица» очень часто ведет к отказу в выплате.
8. Не делайте никаких исправлений в полисе сами и не позволяйте это делать сотруднику или агенту страховой компании.
9. Если вам отказали в страховой выплате, требуйте отказа в письменном виде.