Покупка сложной бытовой техники — серьезный шаг, который требует такой же серьезной подготовки. И первое место здесь занимают правовые вопросы, возникающие при покупке этой техники.

Наиболее полно и детально отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, а также их права и обязанности при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Этот закон имеет большую историю. Принятый в 1992 г., он сразу занял первое место среди законодательных актов, регулирующих указанные правоотношения. В дальнейшем, в связи с развитием рыночных отношений и изменений в гражданском законодательстве, Закон «О защите прав потребителей» претерпел ряд существенных изменений и дополнений. Наиболее существенными были редакции этого закона, вступившие в силу в январе 1996 г., в декабре 1999 г. и сейчас — 21 декабря 2004 г. Последняя редакция имеет много нововведений, изменяющих права и обязанности как потребителя, так и продавца, изготовителя, исполнителя. И чтобы лучше разбираться в нюансах данного Закона с учетом всех новшеств, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, как законодатель определяет участников «потребительских» правоотношений. Так, потребителем законодатель считает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Исполнителем считается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Продавцом же является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли — продажи.

Федеральным законом от 21.12.2004 г. были внесены изменения в Закон «О защите прав потребителей», которые добавили новых участников рассматриваемых правоотношений. Так, импортером является организация, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Для того, чтобы покупатель в случае неудачной покупки мог предъявить свои претензии в том числе и импортеру, по новой редакции закона на каждой упаковке заграничных товаров должна размещаться информация о тех, кто их импортирует;

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Итак, если же вам не повезло, и вы приобрели технику, которая вышла из строя в течение гарантийного срока, вы вправе в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Однако в отношении технически сложных товаров при отсутствии существенных недостатков потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на устранение недостатков, а также о соразмерном уменьшении покупной цены. Остальные требования (о замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены) потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Правительством Российской Федерации 13 мая 1997 г.

В него вошли:

— автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

— мотоциклы, мотороллеры;

— снегоходы;

— катера, яхты, лодочные моторы;

— холодильники, морозильники;

— стиральные машины автоматические;

— персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

— тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Существенным недостатком товара является: неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или который выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Необходимо заметить, что, несмотря на множественное использование термина «ненадлежащее качество товара», Закон «О защите прав потребителей» не дает его определения. Вместо этого, в преамбуле указанного Закона приводятся формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток». Очевидно, законодатель подразумевает, что товар ненадлежащее качества — это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток. Под недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Таким образом, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков.

Несоответствие товара стандарту может быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора. Ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель не лишен возможности доказывать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были установлены при его заключении, на что прямо указывает ст. 493 Гражданского кодекса РФ. Воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона, потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке (например, при уценке товара). Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке.

Итак, общие знания о наших правах как потребителей Вами получены. Но это только начало. Чтобы дать Вам полное представление не только о правах, но и об обязанностях (что не менее важно), мы и открыли эту юридическую рубрику, которая в каждом номере будет освещать наиболее важные вопросы «потребительского» законодательства с учетом всех последних изменений.